На главном образовательном событии весны 2022 года – Московском международном салоне образования – Управлением образования были представлены эффективные практики профильного обучения
Тема площадки: «Профильное обучение и профориентация как образовательный мейнстрим современности». Спикеры осветили вопросы социализации учащихся, обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, рассказали о подготовке учеников к осознанному и самостоятельному выбору профессии.
Профильная подготовка старшеклассников является одним из трендов общего образования. Профилизация обучения в уфимских школах – это построение образовательного маршрута с ориентиром на профильный вуз, обучение по индивидуальному учебному плану и погружение в профессию в условиях реального рабочего места. В школах города обучается более 10 тысяч учащихся 10 и 11 классов. Профильным обучением охвачено 82%.
Модератором и спикером площадки выступила Алла Цыбина, директор Инженерного лицея № 83 УГНТУ. Она рассказала об особенностях профориентационной работы в рамках интеграционного взаимодействия с техническим университетом.
Взаимодействие школы и ведущих вузов республики по организации предпрофильной и профильной подготовки обучающихся способствует формированию у детей предпрофессиональных умений и основ корпоративной этики. О профильном обучении как средстве развития профессиональной подготовки обучающихся рассказала Гузель Валеева, кандидат педагогических наук, учитель географии лицея
№ 94.
Процесс формирования профессионального самоопределения учащихся средствами профессиональной работы в школе включает в себя все уровни образования: начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Как правило, в начальной школе у детей формируется представление о мире профессий, о понимании роли труда в жизни современного человека через участие в различных видах деятельности.
Опытом реализации предпрофильной подготовки в лицее № 68 поделилась Мария Шестакова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея.
Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» устанавливает новые стандарты современных рабочих профессий и выступает связующим звеном между работодателями и молодыми специалистами. Также всероссийские и международные соревнования позволяют разрушить тот или иной стереотип рабочей профессии, сложившийся в обществе, помогают молодежи в самоопределении, тем самым повышая эффективность профориентационной работы. Особую значимость в этой связи приобретают занятия в учреждениях дополнительного образования. Альфия Валеева, заместитель директора по УВР Центра науки, инноваций и творчества «Росток», рассказала о том, как участие в чемпионате «Молодые профессионалы» (Worldskills) активизирует профориентационную работу в учреждениях дополнительного образования.
Сегодня стремительно меняется общество, меняется мир профессий, претерпевают изменения профессионально важные качества, что ведет за собой необходимость наполнения новым содержанием технологий профессионального самоопределения. Об эффективных методах профориентационной работы в общеобразовательной организации рассказала Эльза Мустафина, педагог-психолог лицея № 5.
Площадка Управления образования собрала 120 слушателей. К ней подключились коллеги из Уфы, Бийска, Иркутска, Кемерово, Краснодара, Москвы, Норильска, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Подольска, Тюмени и других городов. Надеемся, что представленные практики по организации профильного обучения будут востребованы коллегами из Уфы и других регионов.